МЕНЮ САЙТА
Главная
О сайте
Путеводитель
Евгений Хонтор
Леонард Попов
Галереи
Библиотека
Ксенобиология
Ярмарка
Блог
Контакты
Ссылки

E-mail:
Пароль:


Получение даров

Дары чёрной крови.
Не дары Шеезаррских Ковчегов были причиной возникновения кланов, но именно из-за них не угасли династии в Нимраа на протяжении нескольких тысячелетий. Случалось, что чёрные дары не служили для создания кланов и вообще не передавались по наследству потомкам: так одаривали смелых одиночек, сумевших добраться до Ковчегов.
В Нимраа даже поговорка есть: "Выйдешь утром на порог почесаться и наступишь в какой-нибудь дар" - здесь у каждого второго то дар, то подарок. Удивительно, как люди не убили друг друга из зависти! Впрочем, стоит лишь наступить лихим временам, как одаренные спасают и мир, и народ от смерти.
Обычно понимание "чёрных даров" у народа упрощённое. В некоторых областях, например, считают, что все дары исходят от Золотого бога, всяческие воспоминания о получении даров от Ковчегов там стёрлись. В других областях, наоборот, полагают все дары происходящими от чёрных тварей. Но полное неприятие даров в Нимраа встретить сложно, веками здесь воспитывали уважение к "магии", как непременному атрибуту знати. Ненависть, презрение и отрицание даров вообще нехарактерно для Нимраа, но нередко встречается в других мирах.

Ковчегам заплатили вещью простой и даже приземлённой - золотым зерном и паларами. В ответ Ковчеги создали для людей генетические дары - мелочь, которая почти не требовала от них усилий.
Люди склонны были скорее переоценивать значимость этих торговых соглашений, а потому неизменно делали ошибку, полагая дары чем-то сверхъестественно ценным. Так, очень часто возникали споры о соотношении цена-товар. В восприятии людей товар равен его цене, а дары воспринимались несомненным богатством, бесценным даром. Неизбежно и "цена" приобретала статус "бесценного". Да и Ковчегов представляли мудрыми, высшими существами, что не способствовало пониманию их мотивов: например, почему неимущие одиночки получали дары наравне с богатейшими кланами, прибывшими с платой и в сопровождении свиты, охраны и всех домочадцев.
Но для Ковчегов возможность получить несколько десятков тонн органики и древнего зерна не была единственной целью. Более того, зерно и "образцы" были интересным, но отнюдь не единственным товаром. Не меньше Ковчеги ценили возможность изучить новую расу, с которой вступили в контакт лишь недавно, изучить историю, культуру и физиологию людей.

История возникновения даров в Нимраа
Фамилии в Нимраа устойчивы, особенно среди высоких кланов.
Высокие кланы - одарённые Ковчегами Чёрного мира или имеющие иные дары и умения, передающиеся генетически. Низкие кланы никогда не имели достаточно средств, чтобы получить дары, хотя бывали исключения, почти анекдотические ситуации.
Среди высоких кланов принято заключать браки между своими сородичами, но обычно из других городов, иногда - с проверкой умений. Такая проверка называется "приношением даров" (не путать с "подтверждением даров"). В разных кланах "приношение" происходит по-разному: у низких фамилий (желающих подражать аристократам) дары натуральные, в виде приданого, наследства. У высоких фамилий распространено служение, а самый лёгкий способ - заключить брак. Конечно, при наличии нужных умений. Важно ещё, что дар может быть только один: дар Ши-Мансу, дар Ро-Рина, дар Лан-Ра или Шим-Тата у человека только один. И если сойдутся двое из разных кланов, то их потомок унаследует только один дар.

Получение даров - короткие периоды времени в истории Нимраа, когда кланы получили свои дары в Чёрном мире. Также получают дар от родителей, по наследству.
Подтверждение даров - обычно испытание, в котором у детей или подростков выявляется наличие дара.
Приношение даров - традиция служения клану (в той или иной форме) с испытанием, подтверждающим наличие дара.

Обычно нимраарцы с тёмной, смуглой кожей, с тёмными волнистыми волосами и тёмными глазами. Но высокие кланы имеют несколько отличающуюся внешность, по которой их легко узнать. Это не значит, что среди Ро-Ринов не было светловолосых или у Ланов не рождались чернявые, но клановая кровь чувствовалась сразу.

Есть в мирах вещи чрезвычайно консервативные. Те, что иногда называют "драгоценностями миров", а надо бы - "замшелыми костями". Поставят один такой город - и он стоит три тысячи лет. И пожары, и войны, и катаклизмы прокатятся по нему огненным колесом, а люди всё не уходят. Так и с древними кланами - три тысячи лет не меняются их традиции, а если и меняются, всё равно всякий высокий клан остаётся закрытым от посторонних, даже если монарх прикажет положить перед ним всё знание клана - ничего не получит. В Нимраа глава клана, он поважнее монарха будет. Монарх может лишить жизни, но глава может лишить фамилии, а для иных это страшнее смерти. В семье воспитывают так: нет ничего важнее клановой фамилии, это твоя честь и честь твоих предков. Если ты уйдёшь, то дары из твоей крови растворятся среди простолюдинов.
А они дорого оплачены.
Но порода всё же меняется, хотя бы медленно и незаметно. Есть даже поговорка: "Ланы нынче не те" - вроде как две или три тысячи лет назад Лан-Ра были сильнее и разве что не летали. Но более вдумчивое исследование показало бы важные изменения: например, Ланы стали смуглее, черты лица изменились, среди них появились амбидекстры. Также медленно и незначительно менялись традиции.

"О кланах". Свод фамилий Нимраа.

Великие рода появились ещё на заре истории, когда наиболее важные артели начали накапливать богатства. Каждая такая артель подвизалась на строительстве домов или охоте, шитье одежд или изготовлении гончарных изделий. Изначально они давали своей группе названия ясные и понятные. Например: Гончары, Кузнецы, Стража, Плотники. Не все работали в артелях, были и такие, кто трудился сам и на благо своей семьи. Важно то, что в новом мире не было уже устоявшихся семейных связей, а потому их пришлось создавать. Прошло немного времени, и для вступления в клан уже надо было присягать на верность, доказывать свои умения или иметь друзей в клане.
Со временем в каждой артели выработался свой кодекс поведения, артельный люд обзавёлся семьями и стал передавать свои знания по наследству. Некоторые артели впоследствии рассыпались, некоторые слились и укрепили своё влияние. Конечно же, пути формирования семей были разнообразными, столь же разнятся их истории.

Фамилии основных родов дали фларры, но люди восприняли их на слух по-своему, поэтому этимология многих названий со временам была утеряна. Так образовались названия высших кланов - Ро-Ринов, Ши-Мансу и Рё-Ков. По мнению людей из великих кланов низкая кровь (простолюдины, крестьяне и мелкие ремесленники) любили приукрашивать свои клички: так Сеятели стали Ти-Шаями или Та-Тимами. Однако эти новые фамилии ничуть не изменили их статуса.
Первое время лидировал клан Ро-Ринов. Вся эпоха Старейшин прошла под их влиянием. Прагматизм, умение увеличить выгоду, некоторое пренебрежение нравственностью - эти качества позволили им вырваться вперёд. Ро-Рины не были рабочей артелью, занимались меной, а потом продажей товаров, и часто получали должности жрецов или геронтов - роринов.
Ши-Мансу при Ро-Ринах больше напоминали советников и военачальников, чем будущих владык.

В Нимраа даже монархи уважают дары Чёрного мира - ни одного юношу из высокого клана не имеют право призвать в армию, если у него нет двух детей. Конечно, если у него есть дар. Если юноша погибнет, то воспитанием его потомков займётся брат, или отец, или дядья - как получится; дети с каким-либо даром редко остаются сиротами.

Клановые различия.
О клановых различиях, зачастую, мнение традиционное. Про Рё-Ков привыкли думать, что они воры и рыжие. Завидев рыжего чиновника, стремятся обойти его стороной, хоть парик приклеивай. Про Ланов сложилось мнение: благородные воины. Ро-Рины - торгаши и хитрые: ваши жилы вам продадут втридорога. Ши-Мансу - прирождённые правители.
Но реальность не всегда соответствует традиционным представлениям. И среди Ланов можно встретить домашнего тирана, и среди Ши-Мансу деревенского пьяницу, хвалящегося своим происхождением.

О том, почему те или иные люди получили такие дары, а не какие-либо другие, также бытовало множество домыслов. Получение даров вообще оставалось делом загадочным: произошло оно по меркам всей истории в краткий промежуток времени, обозы с платой уходили в Чёрный мир, а потому слухов было гораздо больше, чем достоверных фактов. Тумана добавляла и заметная отсрочка между получением дара и его реализацией, поскольку редко, кто из одаренных мог воспользоваться даром - только их потомки, и то в свой срок. Массово феномен стал проявляться только спустя 15-20 лет.

Искажение фамилий.
В цивилизации Нимраа возникла уникальная ситуация, известная, как "искажение фамилий". Причин было несколько, но одна из главных - стремление великих родов отстраниться от своих родственников (или мошенников), не имеющих магических даров. Менее удачливые родственники не хотели терять привилегий и ронять своё достоинство. Запрет брать фамилию они обходили, заменяя буквы и звуки. Так Ро-Рин превращался в Ро-Рима, в документах и в произношении разница не привлекала внимания.
Сходные механизмы действовали и во время эпохи драконоборцев, когда многочисленные авантюристы изобретали свои собственные фамилии - даже прибывшие из других миров, где фамилии возникли иными путями.

Фамилии смешивались, но клановая кровь - "не красная водичка", потому каждый высокий клан составлял "фамильные списки", чтоб не потерять из виду "порченые фамилии", даже если при том брезговал с ними сидеть за одним столом. Всё оттого, что даже в самой захудалой семье может родиться гений.
К "порченым" относились по-разному. Были благосклонные, они не делали различий между Лан-Ра и Лан-Та, были и такие, кто всех "порченых" считал ворами, укравшими чуть не самое святое - имя рода. Немало зависело от нынешнего главы клана: если глава смотрел сквозь пальцы на вопрос родства, то и в клане не противились, разве что самые убеждённые. А если глава строг и непримирим, то, возможно, несколько десятилетий и смысла не было выслуживать фамилию.

Ещё одна особенность, порождённая сменой фамилий - имена-фамилии. Низкие кланы, чтобы сохранить честь своей фамилии, сохраняли её в качестве имени. Так появились имена, написание или звучание которых совпадает с древними родовыми именами: Тан-Та или Танта, Ши-Кам, Тар-Таим. Долгое время такие имена считались признаком низкого происхождения, но позже такие мелочи были забыты.

Фамилия клана - драгоценность. Объект гордости и радения. "Клан - это фамилия, фамилия - это клан". Во времена, когда авантюрная жилка заставила многочисленных проходимцев, мошенников и дельцов пытать счастье в Нимраа, страсть к подделке и подмене фамилий достигла размеров прямо-таки удивительных. Высокие кланы пытались оградить фамилию от посягательств: тогда впервые был создан "Свод фамилий", который содержал некоторое количество клановых имен, описание даров и фенотипов высоких кланов и текст закона, запрещающий называться фамилией без должной проверки и соответствующего документа. Бумаги или артефакты, подтверждающие дары, стали подделывать везде и повсеместно, но предпочитали слегка изменять фамилию - вместо Ро-Рин писали Ро-Рим, вместо Лан-Ра - Лам-Ра. Тогда, при поимке преступников, формально их было сложнее осудить. Наплыв "поддельных" родственников вынудил истинные кланы консолидироваться, выработать уставы, традиции и опознавательные знаки. Кланы стали более закрытыми, произошло их обособление, вместе с тем - стигматизация вопросов чистоты крови. Именно тогда появляются произведения о неравной любви одного из клановых и человека с чужбины и о трагических последствиях такой любви. Клановые поэты воспевают честь фамилии. Тогда же впервые вводится выборная должность главы клана (до этого кланы не испытывали такой потребности в консолидации и самоопределении).

В кланах возникает идея служения - наделённый даром ребёнок не является свободным, он обязан выплатить "цену" дара и лишь потом может распоряжаться своей жизнью, а то и вовсе до смерти не принадлежит себе. Поскольку инициаторами торговли часто становились люди богатые, уже облечённые властью - всевозможные старейшины, архонты и самопровозглашённые князьки, то своих потомков (и потомков приближённых) они понимали не только детьми и наследниками, но и должниками. Получившие дар вместе с архонтом становились его вассалами. На протяжении многих лет можно было наблюдать, как угасали дары особо жадных архонтов, не разделивших дар и большим количеством людей из числа своих приближённых, членами артелей или граждан полисов. За дарами часто шли не только с домочадцами, но и с друзьями, соседями или соратниками. Так формировалось отношение к дарам - дар не только семейная драгоценность, но и служение.
После оживленной торговли с Шеезаррoй, после затухания и почти полного прекращения контактов с Ковчегами, произошло формирование кланов. В Нимраа для этого проживало достаточно носителей даров. В других мирах таковые считались магами и волшебниками и рождались редко (в основном, после случайных любовных связей с нимраарцами).

Дети и дары.
В Нимраа традиционно почитается большая семья, почти в каждом доме 5-6 детей. Даже полные сироты редко остаются без крова и стола, их считают не за лишний рот, но за лишнюю пару рук. Однако есть существенное отличие между ребёнком в высоком клане и ребёнком землепашца. В высоком клане ребёнок без даров (да ещё слабый и с явными недостатками) рискует стать "сыном кухарки", получить низкую фамилию и всю жизнь работать вместе со слугами, даже не подозревая, кто его истинные родители. Если же ребёнок с дарами появился в семье простой, то его поспешат отдать (за вознаграждение) в клан, чтобы там учителя дали ему толк. В разные времена укрывательство кланового ребёнка могло закончиться плачевно для всей семьи, штрафом и даже заточением "виновных" - впрочем, такое радение о клановых детях случалось не всегда, благополучные кланы не спешили "собирать плоды", пока им хватало собственных детей. Да и вообще такие дела предпочитали решать полюбовно, браком, тогда в выигрыше оставались все: и дары сохранены, и с лишним ребёнком няньчиться не пришлось. Если матери не желали расставаться с детьми, то им лишь меняли фамилию и оставляли при родителях, а в редких случаях оставляли и фамилию.
Практика эта была распространена в ранние эпохи и оставалась незаконной. В эпоху Расцвета законодательно запретили лишать детей фамилии, наследства и законной семьи.

Дары лишь для нимраарцев
Было довольно много причин, по которым дары чёрной крови оказались консолидированными в Нимраа, ведь запрета на торговлю с Ковчегами не было и для других миров.

-в самый разгар торговли с Ковчегами (250-350 годы) большая часть человечества проживала именно в Нимраа;
-по этой причине и потому, что другие миры едва начали исследовать, колониям практически нечем было торговать с Чёрным миром. Кроме того, большую часть прибыли колонии вынуждены были переправлять в Нимраа;
-такие миры, как Белый, вообще не имели возможностей для торговли;
-практически единственный товар, который Даххат и Суаррах имели в первые 100-150 лет - это рабы, но Ковчеги отказались иметь дело с работорговцами.

Однако нимррарцы, которые использовали труд рабов ничуть не меньше своих колоний, продолжали торговлю с Шеезаррой, поскольку их товаром для обмена была сельскохозяйственная продукция, а Даххат и Суаррах могли предложить исключительно торговлю рабами.

Период наиболее оживлённой торговли длился с 250-х по 350-е, пока в Нимраа не началась Смута. Окончательную черту подвела война с Даххатом, а после - постепенное ужесточение рабства в Нимраа. Попытки начать торговлю предпринимали императоры Тааш и Ларджин, но при Агате Ковчеги снова ответили отказом.
В небольших объёмах торговля возобновилась после отмены рабства рас. Что касается смелых одиночек, то практика одаривания не прерывалась - стоило кому-то прийти к Ковчегам в одиночку, и он получал дар.

Отношение Ковчегов к рабству далеко от такового у людей. Они не признают только "смертное рабство" - при котором хозяин лишает раба возможности передать гены и ухаживать за потомством в должной мере.

К оглавлению


Категория: Миры Радужных Сфер | Добавил: hontor (25.01.2016) | Автор: Лев Попов
Просмотров: 217 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В ГАЛЕРЕЯХ




ИНЫЕ МИРЫ



Сейчас на сайте: 1
Зашли в гости: 1
Местные: 0

Евгений Хонтор © 2017