МЕНЮ САЙТА
Главная
О сайте
Путеводитель
Евгений Хонтор
Леонард Попов
Галереи
Библиотека
Ксенобиология
Ярмарка
Блог
Контакты
Ссылки

E-mail:
Пароль:


Особенности культов в Эпоху Старейшин

Создание культов в Эпоху Старейшин - творческий, почти художественный акт многих людей, явление в чём-то уникальное.
За прошедшие со дня Перелома десятилетия старые верования практически полностью изжили себя, хотя их отголоски в той или иной степени присутствовали в новых культах. Старые боги остались в религиозной жизни нимраарцев, но мало кто мог даже перечислить их. Обычно их назвали "забытыми богами", имея в виду не столько память, сколько то, что боги ушли за бытие, исчезли из жизни.
О новых богах представление было весьма смутное. Где они обитали, что думали, как относились к людям? В народе культы возникали аморфными, несогласованными, лишь как ответ на желание найти защиту от неизвестности: в виде песен, мистерий, сказок формировались новые воззрения. Работу по согласованию культов провели Ро-Рины (в то время - торговцы и жрецы, часто и Старейшины). Они, как люди предприимчивые, сразу осознали свою выгоду и пути для получения этой выгоды. Но было бы преувеличением сказать, что одни только Ро-Рины исключительно из корыстных мотивов дурачили народ. Они лишь выразили духовные потребности того времени, и сделали это весьма оригинальным способом.

Одна из особенностей религиозной жизни в Нимраа - стремление к унификации храмов. Храм был посвящён всем божествам, там равно служили Аммосу и Бааламат, Вулкану и забытым богам. Это было служение всему сверхъестественному миру, единое культурное пространство, в котором боги рождались, жили, взаимодействовали между собой и с людьми. Это можно сравнить с длинным сериалом, сюжет которого создавался прямо на глазах: люди приходили в храм, чтобы помолиться, попросить помощи и оставить пожертвования, и узнавали, что у такой-то богини родился такой-то сын, наречён и отныне покровительствует такой-то области. И люди верили: всё именно так, потому что события в жизни сверхъестественных существ не были абстрактными - их брали непосредственно из народа, из бытующих представлений.
Храм превращался в театр: события из жизни богов здесь показывали в форме сценок с комментариями жрецов. Конечно же, лучшие мистерии проходили в главных храмах (со жрецами, наделёнными актёрским талантом). Даже одна такая мистерия могла оставить глубокий след в душе человека и заставить жаждать продолжения. "Божественные события" передавались из уст в уста, жизнь богов становилась предметом интереса множества людей (даже если те не являлись верующими).
Взамен жрецы получали пожертвования, земли, уважение народа. Но больше - от продажи благословения, живой воды, оберегов, амулетов, храмовых облачений и антиквариата, всех сопутствующих религиозных товаров.

Позже эта форма культа была названа "первым служением" или "первой духовной дорогой", она и далее оставалась самой распространённой в Нимраа.
Важно и то, что у нимраарцев вера скорее прагматичная - договор со сверхъестественными силами, купля-продажа и ожидание театрального зрелища. С одной стороны, жажда поддержки богов, пожертвования, исполнение ритуалов, с другой - чёткое разделение бытовой и религиозной сфер. Например, чтобы внести в бестиарий или физиологу какие-то рисунки и тексты, нужно было доказать их правдивость. Бытовала присказка: "Это всё дела божественные, а поговорим о делах земных". В религиозной жизни нимраарцы придерживались скорее вольнодумия, чем бездумной веры. Даже пантеон новых богов не был предметом веры сам по себе, а лишь через храмовые мистерии: мистерия = событие. Веру в невероятные вещи поддерживало ещё и то, что в Нимраа чудо могло случиться с каждым; и если уж среди людей ходят полубоги, почему бы не существовать богам? А среди амулетов, тех, что продавали Ро-Рины, бывали и такие, что казались магическими - артефакты и компьютеры Странников, найденные в великой библиотеке и не только там.

Мистериальная культура.
Мистерии в Нимраа претерпели значительные изменения. Здесь они не имели уровней посвящения: любой нимраарец знал все "тайны" богов. Более того, посещение храма в иные времена вменялось в обязанность граждан, в другие считалось доблестью, наравне с военными подвигами - доблестью гражданина.
Для мистерии использовалось всё пространство храма, в котором не было запрещённых для посещения мест, если не считать тех, где жрецы проводили свой быт. Зрители могли пройти по всем залам храма, следуя за шествием жрецов. Хитроумные приспособления позволяли направлять свет или сопроводить зрелище необычными звуками. Иногда использовали дурман ции, но и без него мистерии оставляли глубокий след в душе зрителей.
Со временем зрителей становилось так много, что мистерии вышли за пределы храма, их показывали в амфитеатрах, выстроенных перед входом в храм - таким образом, амфитеатры становились частью храмового ансамбля (наравне с костями бога).

В разных храмах мистерии могли отличаться: качество актёрской игры или глубина понимания, краткость постановки или нехватка жрецов - всё это немало влияло на воплощение мистерий. Лучшие мистерии проходили в крупных храмах (особенно в Аттарами). Разница в трактовках могла быть весьма ощутимой.

Два духовных пути.
В Нимраа традиционно существовало два духовных пути. Первый считался прагматичным путём, своего рода торговлей благосклонностью богов. Уникальность этого жречества в том, что почти все должности монополизировали Ро-Рины, они же активно усложняли, пересоздавали культы. По сути, они продуцировали культ, требовали соблюдать обряды, и сами же поставляли товар для соблюдения всех ритуалов.
Даже во времена Расцвета клану Ро-Ринов удавалось избежать всеобщего недовольства и удержать положение "подателей религии", их религиозная империя пошатнулась лишь с наступлением эпохи элхав, дело довершили политические войны с кланами, но и поныне Ро-Рины ассоциируются со жречеством и торговлей. Впрочем, больше с торговлей.
В первом духовном пути нет идеи монашества и аскезы. Здесь: богатые храмы, золотые украшения, вычурные одежды служителей, театральность во всём. И красота. Первый путь жречества дал миру потрясающие образчики архитектуры и живописи, лучшие театральные мистерии и мифологические тексты.

Второй путь - служение фларрам. Телесный, эротический культ, на который ступали люди особого склада. Они не давали обет безбрачия, не становились монахами, но отдавали свою жизнь служению. И поначалу их служение не имело ничего общего с религией, но со временем два духовных пути сблизились.
В этом пути не было места карьеристам, а умению сблизиться и общаться с фларром не могла обучить никакая академия (хотя случаи бывали разные). Всё служение фларром было основано на взаимном уважении и доверии, на стремлении понять друг друга и оказать помощь. Неудивительно, что однажды эти отношения человека и фларра были использованы в корыстных целях.

Впоследствии два пути слились. Жрецам первого пути было выгодно оберегать фларров, духовники второго пути не отказывались от помощи материальной, хотя путь духовника был связан с аскезой и отречением от многих мирских благ: духовник редко имел семью и постоянное место жительства, всюду следовал за фларром.
У этих двух традиций глубокие корни. Принято считать, что они не прерывались, даже в самые тяжёлые времена. Но и первый и второй путь отличались большим разнообразием, со временем они изменялись, эволюционировали, обрастали традициями и ритуалами. Изменилось положение духовника при фларре - из простого друга и спутника духовник стал защитником и соратником в бою, изменился их социальный статус: если вначале дружба с фларрами была исключительно личной инициативой или приказом архонта, то со временем появился орден духовников, обучающий боевым искусствам.

"Два пути" - не единственные из возможных в Нимраа. В храмах поселялись и цииты-сноходцы и даже танатосы, однако они были только частью культов, общей религиозной системы.
Ещё одна особенность - равная доступность всех должностей для женщин, поэтому и старейшинами, и жрецами становились как мужчины, так и женщины.

Храм-театр, храм-библиотека, храм торговцев.
Второе имя роринов - "торговля". В храме торговали всем, что связано с религиозными культами - от одежды до оберегов. Поэтому храм часто примыкал к агоре, но агоре особой, храмовой. Все товары там были культовыми, вплоть до животных и пищи.
Рорины, а потом и Ро-Раны вытеснили из храмовых агор всех конкурентов, действуя поначалу довольно агрессивно, потом - под сенью "традиции".

Изначально рoринaми (слово заимствованное у флaррoв) называли исключительно Старейшин-жрецов, позже название распространилось на семьи роринов и архонтов. Роринский сын, уже не просто отпрыск чиновника, он идет по стопам отца, на то же сытное место. Уже спустя полтора века после Перелома рорины стали Ро-Ринами окончательно, даже если имели иные фамилии и клички. Например, уловив веяние времени, принял новую фамилию Рамгул, до этого носивший артельную фамилию предков - Гончар. Тогда он был молод, не женат, в мелкой жреческой должности, но этим шагом открыл для себя новые горизонты. Если Ро-Рин, то и рoринам свой, понятный.

Храм - театр. Так повелось от начала цивилизации, что в храме проходили не только отправления религиозных обрядов, люди собирались у святилищ и храмов, чтобы испытать чувство единения. Храм становился культурным центром, как и агора, и нередко храмы строили на главной площади поселения и храмовую агору отгораживали от общего рынка.
Религия в Нимраа даёт человеку нечто такое, чего нет в повседневной жизни. Праздник, яркие ощущения, возможность испытать единение со своим народом. Храм - центр религии и место единой культуры. Потому-то держалась эта один раз выстроенная система и, век за веком, люди чувствовали в ней необходимость.
Здесь нет разделения на сакральное и профанное. В храме людей равно объединяет и лечит и смех, и горе. В храмовом театре люди видят трагедии и комедии, теогонию и бытописание. Первые рорины, должно быть, оказались умнейшими людьми, осознавшими: если не посмеются над собой, то рано или поздно над ними посмеются другие. Рорины избрали уникальный путь: они не только были продавцом религиозного товара, но и критиком своей же деятельности. Чтобы не расплачиваться репутацией, им требовалось критиковать те сферы, в которых критика не привела бы к потере социального статуса. Поэтому жрецы-рорины никогда не были подателями морали. Храм в Нимраа - место единения, центр и сердце народа. Жрецы здесь не просто священники, навязавшие религию, они актеры театра, фокусники и циркачи. Их выступления слиты в единую религию.
Это не означает, что вовсе не существовало правил и запретов. Так роринам запрещалось злоупотреблять алкоголем. Жреца, слишком часто появлявшегося пьяным, не изгоняли из клана, но отправляли служить на должности менее видные или на покой. Такую свободу обеспечивала широкая специализация рода и ориентация на торговлю. Как говорили в народе: "Если нет хорошего Ро-Рина - подождите, он скоро родится": когда-нибудь... только не сейчас.

В нимраарскиx храмах представляли зрителям не только религиозные мистерии. Авторы, даже не из числа рoринов и жрецов, могли ставить трагедии и комедии, а позже драмы. Бывали случаи, когда в храме появлялись даже весьма спорные действа, их не принято было запрещать или цензурировaтъ, чем пользовались жрецы, когда пытались влиять на политику.
Посещение храма редко было обязательным, но рорины старались воспитать убеждение, что человек не может считаться вполне гражданином, игнорируя мистерии. Можно не молиться богам или вовсе в них не верить, но у граждан нет права забывать о своем народе и культуре, воплощенных в храмовых мистериях.

Культы забытых богов.
Среди нимраарцев находились и такие, что поклонялись "забытым богам" и не признавали новых. Зевс, Гера, Аполлон, Афродита или Арес - эти имена многое значили для последователей старой веры. Это была не однородная религия: некоторые из староверов полагали, что старые боги остались на Земле, но им должно молиться, чтобы рано или поздно боги сжалились и забрали людей обратно; другие полагали, что старые боги владеют и золотыми степями, и забывать их - преступление, которое когда-нибудь придётся оплатить.
"Старая вера" не была обособленной, её приверженцы встречались повсеместно, даже среди Старейшин и жрецов: например, Рамгул, отец Рахты, верил, что когда-нибудь люди вернутся на Землю, где их возвращения ждут старые боги, хотя это не мешало ему проводить ритуалы, связанные с почитанием нового пантеона.
"Забытые боги" представлены, большей частью, греческим пантеоном и некоторыми египетскими богами, знания о которых, однако, были потеряны. В списках богов упоминались только их имена, изредка эпитеты, и совсем редко сфера их покровительства и хоть какие-то детали культов.

К оглавлению


Категория: Миры Радужных Сфер | Добавил: hontor (25.01.2016) | Автор: Лев Попов
Просмотров: 213 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В ГАЛЕРЕЯХ




ИНЫЕ МИРЫ



Сейчас на сайте: 1
Зашли в гости: 1
Местные: 0

Евгений Хонтор © 2017