МЕНЮ САЙТА
Главная
О сайте
Путеводитель
Евгений Хонтор
Леонард Попов
Галереи
Библиотека
Ксенобиология
Ярмарка
Блог
Контакты
Ссылки

E-mail:
Пароль:


Осмысление: легенды о великом переселении

Об этом событии у людей возникло множество легенд, ведь до поздних времён дошли лишь смутные предания, большая часть летописей была утеряна за времена правления элхав. В каждой из этих легенд по-своему осмысляется переломный момент в жизни древних греков. По самой распространённой версии Золотой Странник пригласил в свой мир лучших из людей - одарённых поэтов, бесстрашных воинов и великих мыслителей. С этого момента ведётся летоисчисление цивилизации Нимраа.
В сказаниях говорится, будто Ихра,вара лично провёл гостей в величественный город Аттарами, где их встретили Странники с дарами. Встреча эта была запечатлена в барельефах золотого города, в память и назидание потомкам.
Кое-где действительно сохранились изображения тысячелетней давности - на них фларры (их легко узнать по щупальцам, растущим из спины) подносят дары людям, ткут одежду или работают на полях. Позже эти изображения легли в основу философии, идейным центром которой была избранность человеческой расы. И лишь немногие понимали, что фларры приносят не дары, но спасают людей от голода и гибели.

Эпос "Альго".
Самым известным эпосом тех времён, наравне с прошедшими сквозь тысячелетия "Илиадой" и "Одиссеей", считается эпос "Альго". Народный герой, на долю которого выпало множество страданий, как и на долю его народа, мужественно сносит удары судьбы. Эпос охватывает всю его жизнь, вплоть до смерти в глубокой старости. Альго был изгнан, несмотря на заслуги и преклонный возраст. Дальнейшая его судьба людям неизвестна, но в эпосе говорится, что он превратился в могучего фрато, хранителя благородства.
Ни в одном из других миров не было создано столь монументального эпоса, чьё воздействие на слушателя равнялось бы песням об Альго.
Герой эпоса стал героем и многочисленных произведений позднего времени, но существование самого Альго отрицали до того момента, как фларры предоставили историкам видеозаписи. Имя этого человека так и осталось неизвестным, сохранилось только прозвище - Альгос/Альгор.

Эпос сложился не сразу. Те песни, что вошли в него, первоначально даже не содержали имени Альго и описывали заслуги как самого Альго, так и других людей. Эпос слагался на протяжении нескольких веков, а потому представляет не точный биографический слепок, а сборник типических сюжетов того времени. Герой эпоса легко побеждает словом своих оппонентов на агоре. Красноречие здесь - весьма ценное качество, признак ума и мудрости, вершина доблести человека. Он сторонник демократии, во время противостояния с врагом он позволяет ему высказать свою точку зрения. И это одно из самых сильных и спорных мест в эпосе - наличие у оппонентов системы взглядов, точек зрения, отображённых в ткани произведения. Это, безусловно, признак того, что эпос складывался у зрелого народа.
Отличаются и способы противостояния: герой не прибегает к силовому разрешению конфликтов. Его оппоненты один за другим отправляются в изгнание по решению агоры. Здесь законность и демократия выступают главными силами человека. Лидер - часть коллектива, и вместе с коллективом выносит приговор врагу общества.

Тема дружбы человека и фрато в эпосе поздняя. Сближение двух рас началось спустя полтора века после смерти Альго. Несмотря на это, Альго приписывается дружба с фрато - самый поздний пласт в эпосе, он выделяется по стилистике и почти напрямую заимствован из песен о другом герое.
Поздней является и религиозная линия в одной из версий эпоса. Действия богов - своего рода обрамление жизни и действий Альго. Эту "рамку" написал довольно талантливый рорин для мистерии в храме. Эпос долго бытовал именно в этом виде, в эпоху Расцвета его пытались "очистить" борцы за "историческую правду".

Как многих героев древности, в эпоху Расцвета Альго считали за фигуру символическую - персонифицированную боль. Боль, Альга, даже входила в состав пантеона. "Боль на пороге" - общее место многих произведений. Потому-то не представлялось возможным достоверно разделить мифическую и биографическую линии.

Боль пришла, стоит на пороге.
-Примите гостя. Усталые ноги
вытянуть негде, сандалии снять и обмыть.
Голову путнику негде склонить.
Время будто песок утекает
сквозь пальцы. Давно проживает
в доме моём - Боль.

Годы текли, вот время настало:
хозяин с хозяйкой сумку собрали.
Теперь они путники, и негде склонить
голову. Негде ноги обмыть.
Боль пришла, стоит на пороге...


Такая сложность происхождения песен (основной их массив сложился за эпоху Перелома) объясняет и противоречивые версии о переселении эллинов на Великие Пажити. Можно считать, что эпос никогда не бытовал в "истинном виде". В эпоху Перелома чаще исполняли отдельные песни, позже, когда кристаллизовалась композиция и сюжетная линия, рорины существенно "облагородили" эпос.
Имя Альго подставляли в уже известные эпосы и песни, но традиция не прижилась, у неё нашлось немало противников: историю и память нельзя подменять сказками, утверждали они, ибо тогда теряется и память, и история. Однако позже, когда бытование "Одиссеи" пресекли рорины, они же использовали некоторые архетипичные сюжеты из древнего эпоса, чтобы "украсить" создаваемые мистерии. Локальных "прочтений" эпосов было великое множество, почти все они исчезли из поля видимости - например, в одном из провинциальных святилищ шла постановка о жене Альго, которая 20 лет ждала возвращения мужа из изгнания. И, хотя у Альго была такая возможность, он не возвращается. Постановка не находила понимания из-за очевидных логических нестыковок: можно ждать возвращения мужа с войны, но не из изгнания. К тому же, образ Альго сложился, как персонаж, одержимый политическими коллизиями, не склонный к созданию семьи, скорее, хранящий верность когда-то погибшей возлюбленной. Его идеологический противник - Аристрат - наоборот, выступал в роли отца многочисленных детей.

Сюжетная линия "Альго и фрато" добавилась после открытия порталов и становления новой культуры - путешественников. Песни об Альго и фрато не являлись в полной мере аутентичными, они точно ложились на уже созданный образ героя, вплетались в старый эпос в виде новых сюжетных коллизий. В самой древней версии Альго ушёл к фрато доживать свой век, в одной из поздних - спасает фрато от стаи врим или от банды клефтиев. Между разными версиями песен возникает и обычная перекличка "стая клефтиев - банда врим". Альго не силой побеждает клефтиев, а своим красноречием, как отображение этого сюжета, он "уговаривает" и врим отпустить раненого фрато.

Постепенно сложился образ литературного героя Альго, его биография была полностью переосмыслена. В эпоху драконоборцев придворный поэт по заказу вельможи частично переписал эпос, существенно сократив и упростив стиль и язык. Произведение оказалось бездарным, единственное его достоинство - в чётко выстроенной биографии Альго, где чувствовались отзвуки всех предшествующих эпох.
Ещё один автор чуть позже создал новеллу по мотивам эпоса, она оставалась популярной несколько десятилетий, немало влияла на молодые умы. Одновременно появились и другие переделки отдельных песен из эпоса, а также Альго приписали новые подвиги - например, битву с вримой и оазисным драконом.

Тархарэ оценивал эпизод с оазисным драконом, как совершенно неправдоподобный: "так пойдёшь на дракона - сдохнешь".
Существовало древнее поверье, сгубившее некоторых воинов, будто храбрецу не страшен яд дракона - смельчак пройдёт сквозь ядовитое облако, не заметив. Но дракону всё равно, насколько храбра его жертва.
Поверье это древнее, пошло ещё с эпохи Перелома, когда нужно было отправляться за водой и пропитанием, даже если людей поджидали чудовища в засаде - требовалось поддержать веру в собственную смелость.

Песни и легенды об Альго распространились чрезвычайно, иногда образ героя-Альго начинал перетекать в образ красноречивого хитреца-Альго, а потом и купца Альго, удачливого в делах из-за своей находчивости и остроумия.

Эпос "Похождения Фальго".
Пародийный эпос повествовал о похождениях Фальго (использовано созвучие слова "фаллос" с именем Альго, иногда его называют Хреньго), складывался во второй половине эпохи драконоборцев из отдельных стихов, песенок и анекдотов, в которых высмеивали пафосные истории об Альго. Эта народная пародия не была откровенно злобной. Фальго совершал все те же подвиги, что и его прототип, однако или не мог завершить дело по разным причинам, либо его победа достигалась через ряд смешных сцен: падал с дракона - попал в постель к дочери вельможи, сражался с оазисным драконом - дракон подавился героем и сдох. Иногда единственные подвиги, в которых преуспевал Фальго - постельные.
Во времена салонных даконоборцев цикл о Фальго был окончательно оформлен одним придворным поэтом. В эпосе упоминается даже поединок с Тархом, который был достаточно одиозной и известной фигурой: Фальго, впервые встретив Тарха, бросил ему вызов, но во время поединка споткнулся, из-за чего Тарх промазал - "единственный раз в своей жизни".
Фальго известен во многих сюжетах, даже если имя его не фигурирует. Например, в одной песенке поётся, как герой напился перед битвой с оазисным драконом. Дракон подавился им и издох, а герой даже не шелохнулся. Проспавшись, он обнаруживает себя победителем.
Один на один он побеждает вриму, которая умирает от смеха, глядя на жалкого воина. Сюжет восходит к поверью, что вримы настолько хорошо ощущают эмоции жертв, что могут разбежаться, почуяв смертельную тоску, исходящую от человека, для них непереносимы столь необычные переживания.
Бытует ещё несколько рассказов, в которых врима, почуяв дурное настроение человека, убегает от намеченной жертвы, не в силах приблизиться. Часто в этих историях есть оттенок пренебрежения к главному герою: он не побеждает вриму, даже не убегает - она сама брезгует жалкой добычей.
Некий юноша, ленивый и никчемный, желая добиться расположения девушки, пытается угодить ей, однако раз за разом терпит неудачу. Отчаявшись, он уходит в лес, чтобы "хотя бы злобные вримы помогли ему героически окончить жизнь и понравиться возлюбленной через боль и страдания, которые примет он перед смертью". Встретив вриму, он испытывает к себе такое отвращение, что хищника тошнит. Есть и присказка "им даже врима брезгует".

Известен такой анекдот:
Однажды встретились два оживлённых Альго - один, который настоящий, другой из эпоса, легендарный.
Посмотрели друг на друга, вздохнули:
-Хорошо, хоть Хреньго не оживили...


Существует сюжет о том, как у бравого драконоборца Хреньго (или Обстолбея) из-за проклятия оторвался уд и стал величиной с собаку. Новеллу много раз переделывали, Обстолбей окончательно потерял связь с прототипом, стал персонажем некоторого количества похабных анекдотов, бравым следователем и дамским угодником. И Хреньго, и Обстолбей стали персонажами порнографических произведений (анимационных фильмов в том числе).

Осмысление.
После катастрофы греческий народ испытал острое чувство своей особенности, обособленности. Человек в этом мире был чем-то чужеродным и потому истово хватался за себе подобных. Произошедшее способно было отбросить людей до состояния враждующих племён, в дикарство. Но греки не могли не думать, не изучать.
На протяжении всей истории философов и обывателей волнует вопрос: почему и зачем они попали в новый мир? В первые годы подобные размышления провоцируют почти мгновенный переход к историческому времени, одномоментное понимание, что в мире происходят необратимые события. Однако точного ответа на поставленные вопросы ни у кого не было. Росло количество домыслов, появлялись новые пророки и секты. Эти размышления инициировали развитие философии, которая сделала не только количественный, но и качественный скачок.
Первые решения проблемы были, конечно же, мифологическими.
Что мог подумать древний грек, религия которого носила политеистический характер?
Должно быть, боги за что-то прогневались на людей, если допустили такое. Или, может, произошёл переворот, и Зевс - больше не верховное божество? Или это Аид, царство мёртвых?
Фларры казались если не богами, то детьми богов, а с появлением Ихры на первом месте оказалась идея о том, что Золотой бог выкрал людей с Земли, поскольку не мог создать своих. Как большой ребёнок, который забрал игрушки у старшего бога, но не знает, что делать с ними дальше.

Легенд о переселении было сложено немало, но их можно разделить на две большие категории:
-Золотой бог привёл в этот мир лучших людей: воинов, поэтов, творцов и философов (по приказу или вопреки воле Бааламат). Вариант: этих людей похитили;
-греки сами нашли этот мир и были здесь приняты.

Особенно популярной была теория (концепция) "приглашения". Она не теряла своей популярности даже в самые просвещённые времена, когда информация из Панзоя говорила совершенно об обратном: воображение склонно было рисовать величественные картины, где фларры вели на Великие Пажити красивых и сильных людей в белых одеждах. И чем дальше эти картины были от действительности, тем привлекательнее.
Крах в сознании в связи с обнародованием фактов об эпохе Перелома можно сравнить с воздействием теории Дарвина на его современников.

К оглавлению


Категория: Миры Радужных Сфер | Добавил: hontor (25.01.2016) | Автор: Лев Попов
Просмотров: 227 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В ГАЛЕРЕЯХ




ИНЫЕ МИРЫ



Сейчас на сайте: 1
Зашли в гости: 1
Местные: 0

Евгений Хонтор © 2017