МЕНЮ САЙТА
Главная
О сайте
Путеводитель
Евгений Хонтор
Леонард Попов
Галереи
Библиотека
Ксенобиология
Ярмарка
Блог
Контакты
Ссылки

E-mail:
Пароль:


Смертность как обязательное условие для реализации любви и сострадания

Любовь - сила, которая в высшем смысле вызывает живое из небытия, в более «повседневном» - заботится о живом, защищает от небытия. Функция любви - противостоять смерти. Таким образом, смерть - необходимое условие для искреннего (не ритуального) проявления любви. Биологически любовь появляется только там, где смерть с высокой вероятностью может забрать всё потомство. Любовь слонихи к единственному слоненку совсем не аналогична метанию сотен и тысяч икринок рыбой. Но даже у рыбы есть очень слабая любовь к потомству (отложить икру в подходящем месте и вдали от хищников) и инстинктивная любовь к самцу, который нужен для создания потомства. Любви нет только у неживых предметов (неживой в понимании хайнов - не обладающий смертностью).

Бессмертный (не умирающий вообще) не может любить себя, потому что себя не нужно защищать от смерти. Но он еще сохраняет способность любить и защищать смертных. Если же все живое становится бессмертным, любовь превращается в пустой ритуал, в мертвую догму, в лучшем случае - в атавизм. Бессмертным незачем любить друг друга - они никогда не умрут, они абсолютно защищены от любых раздражителей, от любых факторов среды, даже от агрессии по отношению друг к другу. Они не перестанут существовать, даже если будут друг другу глубоко безразличны. Да, возможно, бессмертные некоторое время смогут любить друг друга «по привычке». Но это будет уже не любовь, а привычка.

Любовь могла бы пригодиться для познания мира и познания друг друга. Но познание бессмертными друг друга бессмысленно: это застывшие личности, не имеющие никаких стимулов меняться. А познание мира упирается в бесконечное время для познания, и одна минута бессмертного может стать миллионами лет человеческих. В конце концов, не имея возможности защищать что-то живое, хрупкое и смертное от разрушения, бессмертный превращается в мертвеца, в пустоту. Ничто не ценно вне жизни, а ценность самой жизни обеспечивает смерть (причем не только неизбежность смерти от старости, но и вероятность внезапной и ранней смерти).

У хайнов есть такое полумифическое, полуфилософское, полупоучительное представление: вся «неодушевленная» природа (реки, скалы, солнце, звезды и т. д.) - это древние существа, переставшие быть живыми, когда победили смерть. Они стали бессмертными и безразличными ко всему в мире, в том числе и к новому поколению живущих.

Конечно, это исключительно поэтический образ, а не претензия на научное знание (и звезды гаснут). В философской традиции этот образ трансформировался: древние бессмертные с появлением живого как бы немного ожили сами, вернули свою смертность и поэтому тоже способны разрушаться, умирать. Солнце заботится о планете, светит не только для себя, и поэтому уже не бессмертно.
В то же время есть и противоположные представления - что вся неживая природа в корне враждебна жизни или же просто безразлична к ней.


Связанные тексты: 

Пантеизм и примитивные верования

Восточные религии. Колесо Сансары

Хайнские интерпретации авраамических религий. Пять основных концепций и их производные.

 

К оглавлению

 


Категория: Миры Сотворенные | Добавил: hontor (22.04.2013) | Автор: Евгений Хонтор
Просмотров: 594 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В ГАЛЕРЕЯХ




ИНЫЕ МИРЫ



Сейчас на сайте: 1
Зашли в гости: 1
Местные: 0

Евгений Хонтор © 2017